положение школьная библиотека

I.

Общие положения

1. Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном
деле», Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения,
утвержденном Минобрнауки, Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114 – ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности».
2. Библиотека является обязательным подразделением, участвующим в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных, образовательных
программ.
4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства
образования Российской Федерации.
5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами
пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы.
7. МБОУ «СОШ № 27» несет ответственность за доступность и качество
библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии
с
правилами
техники
безопасности
и
противопожарными,
санитарногигиеническими требованиями.
9. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных
и иных материалов, содержавших хотя бы один из признаков, предусмотренных частью
первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 год №114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности», не допускается наличие экстремистских материалов,
призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды
руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии
Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и расовое
превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных
преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какойлибо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Кроме того, к таким
материалом, в соответствии со ст.
10 Федерального закона от 25.07.2002 г. №114 – ФЗ относится:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального
закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. В помещении библиотеки
размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный Федеральным
органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.

II.
Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее –
пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством
использования
библиотечно-информационных
ресурсов
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд,
фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CDдиски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1. Для реализации основных задач:
а) формируется фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения:
• комплектуется универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
• пополняется фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении
(публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ
и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели
и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет
обучающихся:

дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание

• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе
дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой
и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов,
CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
• руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах
компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное
педагогических работников:

библиотечно-информационное

обслуживание

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и
педагогических инноваций и новых технологий;

удовлетворяет

запросы

в

области

• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации
по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам
управления образовательным процессом;
• поддерживает деятельность педагогических работников в области
информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);

создания

• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является
базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
родителей (иных законных представителей) обучающихся:

обслуживание

• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV.

Организация деятельности библиотеки

4.1.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами
общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы
библиотеки.
4.2.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования
и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение
обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных
примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
•
библиотечной
техникой
и
канцелярскими
принадлежностями.
4.3. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
4.4.. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в
соответствии с уставом учреждения.
4.5.. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в
соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения.
При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
• не менее одного раза в месяц – методического дня.
4.6. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе
с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с
библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.

V.

Права и обязанности библиотек

5.1. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о
библиотеке общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного
учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по
согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по
совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей
работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными
условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом
уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в
соответствии с коллективным договором между работниками и руководством
общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
5.2. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного
учреждения;
и) повышать квалификацию.
VI. Права и обязанности пользователей библиотеки
6.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу
общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утвержденному
руководителем общеобразовательного учреждения;
к)
обращаться
для
разрешения
общеобразовательного учреждения.
6.2. Пользователи библиотеки обязаны:

конфликтной

ситуации

к

руководителю

а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать
в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1–4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательном учреждении.
6.3.. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по
списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников
общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей)
обучающихся – по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
6.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
– учебники, учебные пособия – учебный год;
– научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;

– периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
6.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале;
5.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику,
утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим
оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.

VII.Порядок пользования учебниками из фонда школьной библиотеки
1. Учебники по предметам выдаются учащимся из фонда школьной библиотеки бесплатно;
2. Учебники (с 1 по 11 класс) выдаются классным руководителям в конце августа- начале
сентября (по графику).;
3. Классный руководитель проводит беседу-инструктаж с учащимися своего класса о
правилах пользования школьными учебниками и их сохранности.
4. Вложить учебник в дополнительную съемную обложку с целью сохранения внешнего
вида;
5. Бережно относиться к школьным учебникам;
6. Если учебник утерян или испорчен, родителям необходимо заменить учебник на
равноценный утерянному ;
7. В случае перехода в другое образовательное учреждение учащиеся обязаны вернуть
учебники в фонд школьной библиотеки;
8. В случае раннего отъезда в отпуск учащиеся обязаны сдать учебники до отъезда;
9. После окончания учебного года учебники из фонда школьной библиотеки, подлежащие
ремонту должны быть отремонтированы учащимися и сданы в библиотеку;

VIII. Обязанности классных руководителей
1. Своевременно в соответствии с графиком выдачи учебников проинформировать
(обеспечить) учащихся учебной литературой;
2. Провести беседу-инструктаж с учащимися и родителями своего класса о правилах
пользования и сохранности школьных учебников;
3. В конце года обеспечить своевременную сдачу учебников своего класса в школьную
библиотеку в соответствии с графиком. В случае необходимости обеспечить ремонт
учебников совместно с учащимися;
4. Классный руководитель несет ответственность за комплекты учебников, полученные в
школьной библиотеке в течение всего учебного года и осуществляет контроль за их
состоянием


Наверх

ООП Учебный план НОО 2024-2025

ООП учебный план НОО 2024-2025 гг

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».