УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 27» ___________ Ю.М.Сидорова Приказ № 267 от 14. 03.2023г. ПОЛОЖЕНИЕ Сидорова Юлия Михайловн а Подписан: Сидорова Юлия Михайловна DN: C=RU, S=Кемеровская область, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КИСЕЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27""", СНИЛС=03723092737, ИНН=421102634033, E=school27kiselevsk@yandex.ru, G=Юлия Михайловна, SN=Сидорова, CN=Сидорова Юлия Михайловна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.10.05 18:27:16+07'00' Foxit Reader Версия: 10.1.4 О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ В МБОУ «СОШ № 27» Настоящее Положение рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ № 27», протокол № _ от _____20__г. I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в МБОУ «СОШ № 27»» (далее – Положение) разработано на основании: • с действующим законодательством Российской Федерации; • уставом ОО; • Федеральными основными образовательными программами (ФООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования; 1.2. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией. 1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся: 1.3.1. с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье; 1.3.2. с высокой степенью успешности в освоении программ; 1.3.3. с ограниченными возможностями здоровья; 1.3.4. по иным основаниям. 1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования. 1.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. 1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. 1.7. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. 1.8. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения. 1.9. Ознакомление родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме детей в образовательную организацию. Данное Положение подлежит опубликованию на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет». 2 II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану 2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации. 2.2. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. 2.3. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса. 2.4. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану. 2.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации. 2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. 2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. 2.10. В заявлении указывается срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.). 2.11. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается с начала учебного года. 2.12. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом руководителя образовательной организации. 2.13. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета образовательной организации. 2.14. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный обучающийся. 2.15. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в его Уставе. 3 2.16. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.17. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом руководителя образовательной организации. 2.18. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия. 2.19. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». III. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования 3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает: – учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; – учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. 3.2. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности. 3.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура. 3.4. По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. 3.5. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. 3.6. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более 1 года. 3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии). 4 IV. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования 4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать: 4.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка; 4.1.2. увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части; 4.1.3. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; 4.1.4. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся; 4.1.5. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей образовательной организации). 4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса. 4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: 4.3.1. русский язык и литература; 4.3.2. родной язык и родная литература 4.3.3.иностранный язык; 4.3.4. общественно-научные предметы (история, обществознание, география); 4.3.5. математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); 4.3.6. естественнонаучные предметы (физика, биология, химия); 4.3.7. искусство (изобразительное искусство, музыка); 4.3.8. технология (технология); 4.3.9. физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). 4.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 часов и более 5848 часов. 4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года. V. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования 5.1. ИУП среднего общего образования предусматривает изучение обязательных учебных предметов: – учебных предметов по выбору; – дополнительных учебных предметов; – курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне. Необходимые часы выделяются за счет вариативной части учебного плана. 5.2. Формирование индивидуальных учебных планов обучающихся осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей: русский язык, литература; 5 родной язык и родная литература; иностранные языки; общественные науки (история, обществознание, география); математика и информатика; естественные науки (физика, биология, химия); физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности". Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору. 5.3. Для составления индивидуального учебного плана следует: – включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне; – составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объёме не менее 280 часов за два учебных года). 5.4. Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: – преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; – проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых учебных предметов федерального компонента. 5.5. Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю). 5.6. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения основной образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года. VI. Промежуточная и итоговая аттестация 6.1. Для объективной оценки знаний обучающихся по индивидуальным учебным планам на основе результатов текущего контроля знаний проводится текущая аттестация: – по четвертям во 2-11 классах. 6.2. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот учебный план. 6.3. Порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным планам определяются на основе Положения о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 6.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным планам по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (п.2 статьи 58 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). 6.5. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно и обязаны ликвидировать академическую задолженность (п.8 статьи 58 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). 6.6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право пройти 6 промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. 6.7. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии. 6.8. Освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. 6.9. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие индивидуальный учебный план (п. 6 статьи 59 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). 6.10. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, проводится Школой в общем порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 6.11. Выпускникам 9 и 11 классов, обучающимся по индивидуальным учебным планам и прошедшим государственную итоговую аттестацию, Школа выдает документ государственного образца о соответствующем уровне образования. 6.12. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. VII. Права и обязанности Школы и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 7.1. Школа: – проводит экспертизу учебных программ, осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по ИУП; – организует обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом и расписанием занятий; –обеспечивает своевременный подбор учителей; – осуществляет контроль за своевременным проведением занятий, консультаций, посещением занятий обучающимися. ведением журнала учёта обучения по ИУП не реже 1 раза в четверть. – предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке; – обеспечивает получение обучающимся методической и консультативной помощи, необходимой для освоения общеобразовательных программ; – предоставляет обучающемуся возможность участвовать в олимпиадах, конкурсах и т.п.; – осуществляет текущую, промежуточную и итоговую аттестации обучающегося. 7.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану школа должна иметь следующие документы: – заявление родителей (законных представителей) об организации индивидуального обучения, в том числе ускоренного обучения; – заявление обучающегося в 10-11 классах; – расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося и утверждённое директором Школы. 7 – решение Педагогического совета; – приказ директора Школы о переводе на ИУП. 7.3. Родители (законные представители): – способствуют освоению общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных программ. – обеспечивают условия для занятий обучающегося на дому в соответствии с расписанием, и для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. – создают условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивают контроль за своевременностью её ликвидации в установленные Школой сроки с момента её образования. 8